понедельник, 9 апреля 2012 г.

Искра жизни

Я взяла в заглавие статьи назвнаие книги Ремарка "Искра жизни". Это произведение поразило меня, хотя и ранее я читала книги по тематики концлагерей и неволи, сломленности и стойкости людского духа в бесчеловеческих условиях созданных такими же думающими и чувствующими существами как и мы сами. Когда на людскую судьбу плохо воздействует стечения обстоятельств это не так обидно, как ощущать себя игрушкой другого человека.

Когда-то ранее, я читала Виктора Франкла. Его автобиографическая книга о выживании и поиска смысла жизни в концетрационном нацистком лагере, куда его заключили как еврея, мало впечатлила меня. Скорее вызвала желание позабыть описанные ужасы. Сейчас читая "Искру жизни" Ремарка и нечто во мне отзывается на все описанное там, это не сочувствие и жалость, нет,нечто иное, и отныне, я не хочу забывать те ужасы которые описаны там. Заключенные обреченные на муки и смерть, что же заставляет некоторых из них сопротивляться и цеплятся за жизнь ни смотря на то, что радости и удовольствий она уже не приносит? В чем смысл их мук, точнее даже их терпения?

Узники уже лишены любви, желания (кроме желания выжить и сопутствующим ему голодом, жаждой, холодом, болезнями), нет имущества и статуса над которыми корпеть. Так в чем смысл их существования? У них остались лишь их изнуренные тела, источник страданий и истончивщейся узелок связывающий их с жизнью.

Накатывает страх, что подобное может повториться так же глобально как и ранее. Что это может зацепить и мою жизнь. Так в чем же её ценность? Так ли абсурден мир, как я приывкла его воспринимать?! Сартр, Кафка, Камю - самый известные певцы абсурда. Я зачитывалась их доводами, находила в них свои мысли и ощущения. Но, если все так асбурдно, почему некоторые всё таки умудряются найти смысл и выстоять, в то время как еще меньшее число людей твердо стоят на своей земле убеждений и без смысла и оправдания существования. Мой главный смысл и страсть - знания. Но может ли знание быть смыслом и оправданием само себе, ведь многие считают, что знание - лишь средство, лишь побочный полезный эффект цивилизации ставший её основой. Хотя такой же основой в равной, или даже большей степени можно признать и социальные процессы.

Никто не желает оказаться лишь номером в списке заключенных, когда подобные тебе существа вершат суд и казнь. Но не такая же судья для нас жизнь? Почему проще принять стечение обстоятельств? Жизни не пытаются мстить за муки, в то время как людям, которые виновны в чем-то перед нами или считаются таковыми не отпускается даже мелочная злоба. Ведь от рождения, мы обречены на трудности и смерть, это как ёмко выразился Сенека :"Пускай врагом приговорён ты к смерти - Ты от рожденья к ней приговорён.", хотя он же говорит о том, что смерть не окончательный вердикт, надо воспринимать её лишь как подчеркивающий наши деяния завершающий штрих.

Даже, если оставить извечные вопросы о смысле жизни, и тем более, что у каждого он должен быть свой, то может показаться, что ужасы заключенных концетрационных лагерей позади. Но я знаю, что это не так, и многие знают, просто стараются не думать об этом. Официально в наше время рабства отмененно. Но какое множество людей находится в положении работв, даже формально не имея свободы. Случае копеечного, а то и неоплачиваемого труда, так же до сих пор функционируют лагери заключенных по политическим разногласиям в державах строящих своим порядки, например, в Китае. И разве можем мы быть уверенны в своей неприкосновенности? Ставя в особое, привилегированное положение самих себя, мы отказываем в ценности другим, не всегда, зачастую в мелочах, на словах многие гуманисты. Но в целом наша жизнь не стала более надежной чем ранее, просто как и всегда, мы закрываемся в своем уютном существованиии, пресыщяемся тем, что имеем, ограничиваем восприятие фактов способных подточить наше ощущение безопасности и комфорта.

Франкл нашел свой смысл в помощи другим людям переживщим войну и заключения в лагере. Он помогал найти смысл другим, ведь в первую очередь мы заботимся о себе, затем черед наших близких, а заботит ли нас судььба остальных? Нет, как только даже близкие перестают играть важную роль в нашей жизни, мы отворачиваемся от них, считая, что добра и заботы в нас слишком мало чтобы делится с другими, на всех нас не хватит и смешно выглядят люди, которые как волонтёры стараются помочь другим, зачастую они кажутся либо позёрами, либо чуточку "тронутыми". Я знаю, что понимание всего этого не сделает из меня эталона человеколюбия, я так же буду заботится в первую очередь о своей жизни и меня всё так же будут кумарить чурки на рынке находящие сходство между мной и фруктами, да и фанатиков, маньяков и педофилов я буду ставить за пределы понятия человека. Это давно сложившаяся система, каждый сам за себя, но это не значит, что каждый кто сам за себя - против других.

Как итог звучат слова пятьсот девятого из "Искры жизни": "Не забудь!", он твердил их себе и другим как молитву способную сохранить их личности от разрушения.